Что делает ребенок на уроках русского языка и литературы, обязательных в школьной программе? Читает готовые тексты упражнений, ищет орфограммы, ставит знаки препинания, заучивает правила, запоминает, пусть и классически глубокие, но все же, чужие мысли. Есть, конечно, уроки развития речи,  но их до обидного мало. А потребность выразить себя в Слове у школьников весьма высока. Да и умение связно, грамотно, логично и образно излагать мысли необходимо представителю любой, без исключения, профессии: продавцу-консультанту, врачу, таксисту, юристу....

В литературном объединении «Пока мечта моя светла» при школе № 5 г. Кувандыка занимаются те, кому «тесно» в рамках школьного учебника. Ловлю себя на мысли, пора подводить итоги почти двадцатилетней работы руководителем творческого объединения..  Стаж работы учителем русского языка и литературы у меня достаточно велик — 37 лет. Из них 19 лет параллельно отдано дополнительному образованию детей.  

 Из маленького кружка мы выросли в  творческое содружество. А красивое название нам подарила Ирина Николаевна Санникова, руководитель Литературной гостиной при областном центре творчества детей и молодежи  имени В.П. Поляничко. Каждую весну мы ездим на финал областного конкурса «Рукописная книга» - ребята-победители и я, их руководитель. Неизменно с открытым сердцем и доброй душой нас встречают педагоги центра творчества и критики (настоящие литераторы!) Вручая дипломы и грамоты, Ирина Николаевна всегда добавляет что-то ободряющее, например: «Я вами восхищена!».  благодарит детей примерно так: «Спасибо вам за то, что вы делаете успешной свою школу». В портфолио объединения хранятся строгие рецензии Геннадия Федоровича Хомутова, члена Союза писателей России. Вот некоторые выписки из них: «Зарисовка сильна строкой: «Он редко улыбается после Афганистана», или « Даже гении понимают, что словами не все можно выразить. Примерно такую же муку испытывает юная писательница Елена Бертенева. Она — автор думающий! В некоторых местах чувствуется не заурядное повествование, а куски добротной прозы, куски белого стихотворения».

Корреспондент районной газеты «Новый путь» Сергей Михайлович Стрельников брал интервью у талантливых детей школы № 5, моих воспитанников. Фотография ученика на первой странице!  Но самыми яркими являются ответы-размышления. Андрей Токарев (сейчас работает первоклассным электриком в системе РЖД после «красного диплома» профессионального лицея) отвечает так: «Однажды Г.С. Абсалямова дала необычное домашнее задание. Так я впервые написал стихотворение — увековечил в поэзии кошку. А потом решил сделать подарок маме, и появилось второе стихотворение - «Маме». Участвовал в различных фестивалях и поэтических конкурсах».

А Елена Бертенева в очередной раз поразила вот таким афоризмом: « По течению плывет только дохлая рыба. Я хочу максимально реализоваться  как человек».В настоящее время она работает в частной лингвистической школе города Санкт-Петербурга кстати после ОГПУ  Стихи и проза малой формы моих кружковцев увидели свет в сборниках талантливых детей  Оренбуржья:  «Шкатулка счастья»,  «Ручейки», « Каждый день благодаря» и других.

Выпускница прошлого года Хайменова Алёна представила в своём конкурсном сочинении исключительную глубину и взрослый взгляд на проблему правды  в России, стала одной из 10-ти победителей в межведомственном отборе на целевое поступление в юридические вузы страны. Прокуратурой Оренбургской области она направлена на обучение в Екатеринбургский юридический институт.

Сегодня юные литераторы активно печатаются в газете «Школьный меридиан», у них есть личные творческие страницы на школьном сайте.

 Я заметила такую положительную связь: у тех, кто 2-3 года посещал занятия, кто пробовал писать «для себя», кто слышал поддержку, а может, и критику, результаты ЕГЭ по русскому языку выше, чем у других ребят и намного. В моей практике - это  88, 90, 93, 95, 98 баллов. Они понимают, что надо быть очень внимательным к каждому слову, которое ложится на бумагу. Члены объединения получают строгий настрой  на занятиях, посвященных черновикам и записным книжкам литераторов, мудрым мыслям о писательском труде А.П.Чехова, Л.Н.Толстого и А.М.Горького.

Одна из моих аттестационных работ на курсах повышения квалификации называлась «Реализация детских издательских проектов в системе дополнительного образования учащихся» (2004 г.). Уже 10 лет прошло. Другие темы созрели, и проблемы решаются новые. А проекты, действительно, состоялись. Это регулярный выпуск газеты «Школьный меридиан», видео сюжеты о школьных буднях, два юбилейных иллюстрированных журнала к 85 и 90-летию нашей замечательной школы. Первый журнал называется «Школа IIIтысячелетия», второй - «И в просвещенье с веком наравне». Комплект материалов печатной продукции о школе во Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим...» удостоился золотой медали и сертификата.

А если у ребенка другие интересы? Не тянет к ручке, а ручку -  к бумаге? Займись другим делом, только полезным. Ничто так не портит человека, как ничегонеделание. Как классный руководитель могу поощрить любую другую «творческую дорожку». Мой 11 «А» класс богат на таланты. И я горжусь тем, что приложила к их успеху свою руку. Они, мои ученики, выпускники 2015 года, достойны того, чтобы их имена знали: Владислав Савинов — губернаторский стипендиат, победитель Всероссийской патриотической викторины, победитель областного конкурса научно-исследовательских работ «Оренбуржье. Стопами православия» и областного конкурса юных корреспондентов, знаток химии, участник областной олимпиады, солист группы «Вольный ветер», член хуторского казачьего общества. Денис Зубков — стипендиат главы администрации район, по итогам интеллектуального конкурса «Ученик года — 2014», победитель муниципальных олимпиад по многим предметам.  Данил Галян — кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, неоднократный победитель зональных, областных юношеских соревнований по лыжам. Анна Марченко заняла 1 место в районном слете волонтерского движения, в конкурсе«Снегурочка» — 2 место, о поездке в Великобританию она представила отличную фото презентацию с комментариями. Алексей Арестов — кандидат в мастера спорта по боксу. Виктория Субботина — победитель муниципальной олимпиады по русскому языку. Елизавета Галян много лет посещает танцевальную студию. Сестры Марухины — вокалистки, участницы всех культурно-массовых мероприятий района и города. Мои ученики отлично усвоили два девиза: «Чем сложнее, тем интереснее» и « Меня ждут великие дела!». Я им об этом напоминаю постоянно. Говорят, любимчиков у учителя быть не должно — это не педагогично. Но всякое  юношеское раздражение у подростка исчезает, когда я произношу следующее: «Я беспощадна к тем, кого люблю». И это сущая правда!

Галина Абсалямова,

 учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования,

руководитель литературного объединения «Пока мечта моя светла».

СОШ № 5 г. Кувандыка Оренбургской области.